Уважаемые родители!

 Читать вместе – это огромный труд, но, когда вы читаете, ваши дети фантазируют, создают красочный мир, в котором живут их друзья – литературные герои.

Когда вы читаете вслух, вы делите с ребенком не только время, но и интерес, вы рассуждаете, обсуждаете прочитанное.

Когда вы читаете, вы учите ребенка слушать, слушать долго, и не прерываясь, слушать вдумчиво и внимательно.

Чтение хорошей детской книги всегда приятно: помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего детства.

Советы о пользе семейного чтения

 Чтение в семье играет особую роль. Лучшая книга для ребенка – это книга, прочитанная Вами. Совместное прочтение книги и общение по поводу прочитанного сближают членов семьи, объединяют их духовно и воспитывают у детей потребность читать самостоятельно.

Желание возродить традиции семейного чтения возникло в обществе неслучайно. Так, если в 1970-е годы детям регулярно читали в 80% российских семей, то сегодня – только в 7%. Зачем нам в век телевидения и новых компьютерных технологий воскрешать традиции семейного чтения, как это сделать, какие книги выбрать для этого?

Чтение вслух – занятие непростое, требует немалых усилий, времени и творческого подхода. Именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Что могут родители? Как заставить ребенка полюбить книгу, и можно ли это сделать?

Силой заставить ребенка полюбить книгу нельзя. Можно привить любовь к книге, пробудить желание мечтать, фантазировать. Лучший способ – личный пример. Всего 20 минут в день современный родитель уделяет воспитанию своего ребенка, как утверждают статисты. Давно известна истина: чем больше детям уделять время и души, тем больше они походят на своих родителей.

Семейное чтение как одна из лучших духовных традиций, прошедших через многие поколения, – прекрасное средство для развития высоконравственных отношений в каждой семье.

  • Совет 1. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Убеждение, что ребенок нуждается в родительском чтении только, когда сам не умеет читать – ошибочно. Самостоятельное чтение нужно дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Лучше сесть рядом в тихом уютном местечке и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет традицией проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения (только для такой беседы не надо прерывать чтение в самом интересном месте). При чтении вслух у детей возникает масса мыслей, вопросов, желаний. Если сохранить эту привычку, то всегда будет легче разобраться в мыслях ребенка; он не станет держать свои мнения при себе, когда подрастет. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

  • Совет 2. Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги. Можно устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки. Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод: выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель, на самом интересном месте он останавливается («Нет времени!»), а заинтересованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Естественно, читать надо с выражением, «на голоса», чтобы это напоминало игру.

Еще один оригинальный метод: любимый положительный герой (например, Карлсон) шлет ребенку письма, в которых рассказывает о книгах, «от которых он сам без ума». Ребенок с радостью берется за книги, которые любит сам Карлсон.

  • Самое важное, что могут родители, – посоветовать школьнику записаться в библиотеку, и на первых порах вместе с ним посещать её.

 Что и как читать вашим детям от года до десяти?

 

Есть книги, которые ребенку нужно прочесть в определенном возрасте. Как не пропустить для дочери или сына ни одной ценной книги, дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Прислушайтесь к совету - авторитетному мнению известного библиографа нашей страны Инессы Николаевны Тимофеевой: «Надо определить круг чтения на перспективу, сегодняшнюю и дальнюю, на все детство». В этом могут помочь библиографический справочник «Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением» И.Н.Тимофеевой. В ней основное внимание уделено лучшим образцам художественной литературы – детской отечественной и зарубежной классике. Классика требует к себе пристального внимания, иначе ее вытеснит «дешевое чтиво» – литература, не требующая труда души. В дополнении к своей книге автор рекомендует родителям библиографические справочники «Очерки о детских писателях», «Детские писатели России. Сто имен» и «Зарубежные детские писатели. Сто имен Галины Наумовны Тубельской. Учащихся начальных классов полезно познакомить с пособием, изданным Российской государственной детской библиотекой «Писатели нашего детства» (1998 – 2000гг.), и включает 300 имен отечественных и зарубежных авторов детских книг. Так, постепенно у вашего ребенка будет формироваться читательская эрудиция.

Говоря о помощниках в выборе книг детям, необходимо упомянуть электронный альманах о книгах для детей «Библиогид», созданный Российской Государственной детской библиотекой и адресованный руководителям детского чтения, в том числе родителям.

В поисках ответа на вопрос «Что читать школьнику?» нельзя обойти вниманием списки дополнительного чтения «Советуем прочитать», публикуемые в конце каждого учебника.

Что касается текущих изданий детской литературы, то лучше всего их отслеживать по газете «Книжное обозрение». Родителям и школьникам, посещающим книжные магазины, следует обратить внимание на издания каталогов, листовок, буклетов и книжных закладок, содержащих аннотированные списки лучших книжных поступлений последнего времени.

Обращение ребенка и его родителей в детскую библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка того или иного возраста – лучший путь к чтению ценной литературы.

  • Совет 3. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.

Книга для ребенка в домашнем собрании

«Дом, в котором нет книг, – говорил Цицерон, – подобен телу, лишенному души».

Семейное собрание детских книг отличается от собрания книг для взрослых. Детские полки не терпят полных или многотомных собраний сочинений. Предпочтение отдается отдельно иллюстрированным изданиям или сборникам. Детские книги предназначены для совместного чтения и рассматривания взрослыми и детьми, и поэтому они имеют двойной адрес, выступая связующим звеном между ребенком и его родителями. Ядро семейной библиотеки – классика детской литературы. Это – произведения В.Крапивина, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева, Е.Шварца и др.

Непреходящую ценность для детей имеют и многие переводные издания. Среди них книги С.Лагерлефа, О.Уальда, Р.Киплинга, Д.Толкиена, А.Лингрен, А.Сент-Экзюпери. Ряд книг зарубежных писателей для детей 7-10 лет издан в пересказах. Примерами могут служить книги Э.Распе «Приключения Мюнхгаузена», Д.Свифта « Путешествие Гулливера», Д.Дефо «Робинзон Крузо» и др. Особое место в книжном собрании для детей младшего школьного возраста имеют «Мифы», «Приключения Одиссея», «Легенды и мифы древней Греции» Н.Куна.

Среди книг познавательного характера значительное место принадлежит исторической и природоведческой тематике. Хорошо иметь у себя дома книги С.Алексеева о Великой Отечественной войне. Среди книг о природе бессмертными можно назвать книги В.Бианки, М.Пришвина, И.Соколова - Микитова, Н.Сладкова, Н.Верзилина и др.

Пользуясь домашней библиотекой, постоянно обращаясь к книгам, члены семьи любовно выделяют книги-«долгожители», которые передаются из поколения в поколение, особую теплоту вызывают подаренные книги с автографами дарителей, книги-«советчики», в которых содержатся полезные советы для всей семьи, книги-«выручалочки», которые всегда выручают, если нужен срочный ответ на вопрос.

  • Совет 4. Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашей библиотеке. Именно про собирателей домашних библиотек Виктор Шкловский говорил: «Не только вы собирали книги, но и они собирали вас».

 

Список использованной литературы

 

  • Воронова, А.А. Арт – терапия / А.А. Воронова. – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 253 с.
  • Коровина, Е.А. Знаем ли мы свои любимые сказка? / Е.А. Коровина. – Москва : Центрполиграф, 2013. – 381с.

***

  • Артемьева, В. Путешествие в Литературную страну / В. Артемьева // Игра и дети. – 2012. – № 2. – С.36 - 37.
  • Волдинер, Н. Сказочные животные / Н.Волдинер // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С.19 - 23.
  • Диас Паскуаль, Н. О пользе сказок / Н.Диас Паскуаль // Начальная школа. – 2013. – № 5. –С. 48 – 49.
  • Лейцина, О. Жила – была семья / О. Лейцина // Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми. – Школьный психолог. – 2013. – № 6. – С.44 - 47.
  • Медовой, И. Сказка сказок / И. Медовой // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.22.
  • Михайлова, Э. Великолепная пятерка, или Семейное чтение – вот лучшее учение / Э. Михайлова // Семья и школа. – 2012. – № 5. – С. 12 - 15.
  • Мосина, Е. Бином фантазии / Е.Мосина // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С.13 - 15.
  • Петров, В. Что читают наши дети / В.Петров // Семья и школа. – 2013. – № 5 - 6. – С.68 - 71.
  • Пятков, Е. Сказкотерапия в экспресс – режиме / Е. Пятков // Школьный психолог . – 2011. – № 10. – С.16 – 18.
  • Реброва, Е. Папмамбук – сайт для тех, кто читает детям / Е. Реброва // Библиотека в школе. – 2013. – № 1. – С. 23 - 26.
  • Сакович, Н. Инструмент навигации / Н.Сакович // Школьный психолог. – 2011. – № 10. – С. 10 – 12.
  • Тихомирова, И. Быть или казаться / И.Тихомирова // Семья и школа. – 2013. – № 9. – С.30 – 35.
  • Тихомирова, И. Воспитание литературой и возможности библиотеки / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 1. – С. 8 - 12.
  • Тихомирова, И. Материнское чтение в контексте воспитания подростков : обучающая практика. / И.Тихомирова // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С. 49 - 55.
  • Тихомирова, И. И. Подарите детям счастье / И.Тихомирова // Семья и школа. – 2013. – № 3-4. – С.48 - 50.
  • Черняк, М.А. Современная литература как инвестиция читателя / М.А.Черняк // Школьная библиотека. – 2014. – № 2. – С.29 - 35.
  • Чивикова, О.А. Большие открытия – маленьким читателям. Из опыта работы отдела семейного чтения Липецкой областной библиотеки с родителями и детьми / О.А.Чивикова // Школьная библиотека. – 2012. – № 2 - 3. – С. 81 - 84.